Причины нашей уязвимости при манипулировании

Причины нашей уязвимости при манипулировании

Причины нашей уязвимости при манипулировании.

В своей статье «Подготовка к переговорам» я указывал, что не рекомендуется включать в состав участников переговоров лиц, которым крайне тяжело сохранять эмоциональный баланс. Данная рекомендация основана на том, что для манипулирования ваш оппонент в качестве своего инструмента может использовать создание эмоционального дисбаланса лиц, которых они выбирают в качестве своих жертв. Таким образом, если человеку крайне тяжело сохранять свой эмоциональный баланс, то захлестывающие эмоции и избыточное волнение могут помешать конструктивно использовать разум и ресурсы (время, знания, навыки и т. п.) при ведении переговоров.

Причин, по которым мы испытываем мешающее нам волнение в разговоре может быть много. Одна из причин, которая встречается достаточно часто, это огромное желание человека любой ценой произвести на собеседника благоприятное впечатление. Нам всегда кажется, что чем лучше мы будем выглядеть в глазах окружающих, тем больше нас будут любить и уважать, соответственно, тем больше благ от окружающих мы сможем получить. Очень часто желание понравиться приводит к тому, что человек приносит себя в жертву в угоду другим людям, наступая на «горло» своим желаниям и интересам, при этом, он всячески старается оправдать свои действия, например такими словами: «это я не для себя, это все людям», этакий «псевдоальтруизм».

Запомните одно правило: нельзя жертвовать своими интересами ради сохранения отношений. Ваши оппоненты просто будут использовать ваше стремление быть хорошим, но стратегически вы все равно проиграете и отношения, и выгоду.

Желание понравиться всем у нас закладывается в детстве, когда мы являемся полностью зависимыми от окружающих нас людей и соответственно вынуждены бороться за их любовь. Мы становимся чуткими к микросигналам взрослых людей, рефлекторно подмечаем их нюансы удовольствий и неудовольствий. Хотя со временем мы становимся более независимыми, но детская стратегия нравиться окружающим нас людям, включается, когда другие стратегии не срабатывают, либо мы не хотим их применять. К сожалению, данная стратегия делает нас заложниками мнения и оценок окружающих нас людей, либо нашего мнения и фантазий о значимости и существенности этих оценок. Как только мы попадаем в плен этой стратегии, то другой человек не упустит момент оказать на нас воздействие, используя данную стратегию.

Как писал Ф. Искандер: «Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а доигрывает».

Весь наш опыт, начиная с нашего детства, накладывает определенный отпечаток на наши мысли, поступки и в конечном итоге на наш характер. Первый опыт мы получаем от наших родителей, наших родственников, затем от наших друзей и знакомых, а также всех тех с кем мы сталкиваемся в процессе нашей жизни. Мы впитываем в себя их программу ценностей, стереотипы мышлений, представления о добре и зле, типичные эмоциональные реакции и т.д. Среда, в которой мы вырастаем и живем, формирует наше представление о жизни, наши стереотипы и установки.

Личность формируется схемами, или, как называют их в психологии, когнитивными структурами (схемами), которые представляют собой наши основные убеждения (позиции).

Все существующие когнитивные структуры (схемы) можно разделить на два вида:
— адаптивные (полезные): они могут быть полезными и помогать нам выживать и улучшать качество жизни;
— дисфункциональные (вредные): они способствуют напрасным переживаниям, проблемам и стрессам.
Когнитивные структуры являются устойчивыми структурами и становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами и обстоятельствами.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием, так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения — это систематические ошибки в нашем мышлении.

Американский психолог и психотерапевт Альберт Эллис выдвинул идею, что в процессе жизни у каждого из нас формируются так называемые «иррациональные суждения». Под этим термином имеются в виду определенные внутренние правила человека, на основании которых он считает, что в данной ситуации следует поступать именно так и никак иначе. Те же «иррациональные суждения» заставляют нас ожидать от окружающих определенной реакции на определенные события. Мы сами эти идеи почти не замечаем, так как привыкли к ним настолько, что практически сроднились с ним. Но они действенны и серьезно влияют на наше поведение.

Человек, который хочет управлять нами, т.е. манипулятор, сначала тонко прощупывает, какими именно иррациональными идеями в решении каких ситуаций руководствуется тот, кем он собирается манипулировать. После того, как он находит их, манипулятор и начинает строить процесс манипулирования.

Примерами наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок являются: установка долженствования, установка катастрофизации, установка предсказания негативного будущего, установка максимализма, установка дихотомического мышления и т.д.

Для примера давайте рассмотрим одну из установок – установку катастрофизации.

Эта установка характеризуется тем, что человек резко преувеличивает негативный характер какого то явления или ситуации, с которым сталкивается.

Данная иррациональная установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, которые выражают крайнюю степень негативности и нежелательности.

Примерами выражений при наличии у человека установки катастрофизации являются: «Ужасно остаться одному на старости лет», «Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду», «Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей». Словами-маркерами этой установки являются: катастрофа; кошмар; ужас; конец света.

Когда мы подвержены данной установке то действия или события, с которыми мы сталкиваемся, воспринимаются и оцениваются как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающе разрушающее основные ценности человека. Оценка происходящего с точки зрения катастрофы, создает у нас впечатление, что происходящее невозможно исправить и она несет в себе бесповоротное, разрушительное действие. Человек получает установку, что он не может повлиять на происходящее и не может изменить что-либо в лучшую сторону.

Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, сотрудник компании начинает вот такой внутренний монолог: «О, ужас! Ну, все, это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!» и т. д. Понятно, что размышляя подобным образом, человек начинает испытывать массу отрицательных эмоций и вслед за ними физический дискомфорт. Но является ли правильным совершенно иррационально сознательно «накручивать» себя, угнетать и подавлять рассуждениями о произошедшем, относясь к нему как к вселенской катастрофе. Конечно, увольнение — это неприятно. Но является ли катастрофой это? Нет. Стоит ли рассматривать увольнение как нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Тоже нет. Рационально ли в данной ситуации уходить в трагические переживания, вместо того чтобы искать пути выхода из сложившейся ситуации?

Конечно же, это иррационально, т.е. неправильно.

Как же стать более неуязвимым для манипуляций. Основной совет, который дают психологи, это будьте свободнее.

Если вы будете каждый раз вести себя искусственно, пытаясь выглядеть лучше и производить более благоприятное впечатление на окружающих, с вами останутся только те, кто привык к вашей игре и вашему образу. При этом постоянная игра на публику может привести и к хроническому стрессу.

Если же вы будете в большей степени самим собой, то те, кто останется с вами, приняли вас таким, какой ВЫ ЕСТЬ. И что бы вы ни делали, для вас это будет легко, потому что естественно, а для ваших близких, выбравших именно вас, нормально и приемлемо.

Выбирайте то, что вы сами хотели бы делать, несмотря на кажущиеся катастрофой последствия. Перестраховщик думает только о последствиях. Что случится, если я сделаю это? Какой будет результат? Он больше всего заботится об идеальном и гарантированном результате. Из-за этого он увязает в рассуждениях и не доводит дело до самого результата или даже не делает вообще ничего. Всегда есть тысячи альтернатив. Вы не можете выбрать все варианты одновременно, даже если их все обдумать.

В процессе нашей жизни мы всегда должны стараться проводить самоанализ, для того чтобы отмечать имеющиеся у нас вредные иррациональные (дисфункциональные) установки, чтобы полностью избавиться от них, либо хотя бы свести к минимуму их негативное воздействие на нас.

Умение быть неуязвимым для манипуляторов также означает наличие у вас навыка избирательно относиться ко всему, что происходит вокруг вас.

Об этом наглядно демонстрирует история из жизни Будды под названием «Забирайте свое себе»:

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, начали их оскорблять. Ученики тоже стали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы все сказали? Если нет, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

У каждого человека есть определенные струны, которые реагируют на определенные слова и действия вашего оппонента, их еще называют чувствительные струны: например — жалость, алчность, чувство долга, самолюбие и т.д.

Если вы хотите стать неуязвимыми, то уберите те струны, на которых играют ваши обидчики и манипуляторы, то лишнее, за что вас могут зацепить.

Ведь согласитесь, всегда инстинктивно хочется ответить на агрессию агрессией.

Мы буквально физически хотим наказать нашего обидчика, нахала и негодяя. Но если вы осознаете, что человек совершает неразумное и беспокоящее вас действие в силу своих ошибок, заблуждений или болезней, вам легче будет принять происходящую ситуацию и изменить к ней отношение.

Из эмоционального равновесия нас выводят не сами слова или действия других людей, а наше отношение к этим самым словам или действиям.

Представьте себе ситуацию, когда вы едете в поезде. Почему стук колес поезда ночью может вас даже убаюкать, а теперь другую ситуацию, когда такой же по своим физическим характеристикам стук соседей в вашу стенку сводит вас с ума? Разница только в отношении, а не в реальной объективной природе явления.

Освободив себя от возбуждения и оправдания «праведного гнева», по сути, убрав из себя те «струны», на которых играет агрессор, вы сделаете себя неуязвимыми для тех, кто пытается вас «достать».

Как сказал Публий Сир: «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими».

Научитесь управлять собой, своими иррациональными (дисфункциональными) установками, своими чувствительными струнами, чтобы стать неуязвимыми для манипуляторов.

 

 

Если вы стали участником правового спора и вы нуждаетесь в квалифицированной юридической поддержке, то мы предлагаем услуги адвоката/юриста по трудовым, семейным и наследственным спорам. Подробнее о нашей услуге вы можете узнать на сайте компании >>>>>>

 

© Исламов Пархат Эрнестович, 2018 г.
Все права защищены. Издание осуществлено в авторской редакции. Перепечатка, тиражирование без согласия автора запрещено. При копировании ссылка на сайт обязательна.