Шесть причин участвовать в государственных закупках
Шесть причин участвовать в государственных закупках
Предприниматели часто оказываются перед непростым решением: нужно ли участвовать в процедурах государственных закупок для того, чтобы расширить рынок сбыта своих товаров, работ и услуг. Следует признать, что этому способствует факт существования на сегодняшний день большого количества мнений относительно необходимости участия в процедурах государственных закупок, начиная от крайне негативных, до очень положительных.
В этой статье я решил высказать свое мнение относительно участия в государственных закупках, поскольку имею достаточно большой опыт практической работы более 12 лет в сфере государственных закупок, как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, а также в настоящее время уже около 10 лет я как лектор/бизнес-тренер провожу семинары по государственным закупкам для поставщиков и заказчиков по всей территории Республики Казахстан.
Я согласен с тем, что действующая ситуация в сфере государственных закупок является не совсем идеальной, поскольку присутствуют как положительные, так к сожалению и отрицательные моменты, и нужно проводить еще большую работу, чтобы максимально уменьшить негативные моменты в сфере государственных закупок. Но как говориться все познается в сравнении.
И я глубоко убежден в том, что в настоящее время положительных моментов участия в государственных закупках для наших предпринимателей по сравнению с ситуацией, которая существовала несколько лет назад все же больше, чем негативных моментов. Именно поэтому я рекомендую всем предпринимателям отбросить все сложившиеся стереотипы и активнее участвовать в процедурах государственных закупок.
Учитывая как свой опыт работы, так и опыт общения с представителями поставщиков и заказчиков разных регионов Республики Казахстан я предлагаю рассмотреть шесть причин, которые, на мой взгляд, помогут предпринимателям взглянуть на процесс государственных закупок с положительной стороны.
Причина первая:
Сфера государственных закупок является гигантским дополнительным рынком сбыта для ваших товаров, работ и услуг, гарантированная государственным бюджетом, с ежегодным расширением финансирования, что в итоге делает его достаточно интересным и перспективным.
Причина вторая:
Развитие сферы государственных закупок и внедрение современных технологий, а именно перевод всех процедур в электронный формат, а также использование электронного документооборота для поставщиков, начиная от подачи заявки и заканчивая подписанием акта приема-передачи товаров, оказанных услуг или выполненных работ позволяет предпринимателям принимать участие в процедурах государственных закупок не только в своем регионе, но и по всему Казахстану.
Причина третья:
В прошлые годы одним из самых негативных моментов в сфере государственных закупок была задержка оплаты со стороны заказчика за поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу, поскольку данный вопрос четко не регулировался старым законодательством. Однако в настоящее время действующее законодательство, в частности п. 20 статьи 43 Закона о государственных закупок, содержит норму предусматривающую, что договор о государственных закупках должен содержать условия о полной оплате за поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня исполнения обязательств по данному договору. Поэтому все типовые договора, которые заключаются в сфере государственных закупок в настоящее время имеют норму, предусматривающую обязанность заказчиков произвести полную оплату за поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу в течение тридцати календарных дней с даты подписания акта приема-передачи товара, выполненной работы, оказанной услуги, что позволяет предпринимателям достаточно быстро получать свою маржу от реализации своих товаров, работ и услуг. При этом вашими заказчиками являются государственные предприятия, которые не могут просто так исчезнуть или обанкротиться.
Причина четвертая:
Участвуя в процедурах государственных закупок предпринимателю не требуется для реализации своего товара, работ или услуг производить затраты на рекламу, на маркетинговые исследования, а также на длительный поиск нужных ему клиентов. Предпринимателю достаточно проводить мониторинг одного веб-портала государственных закупок и находить нужные лоты на свои товары, работы и услуги, и в случае заинтересованности подавать заявки на участие в соответствующих государственных закупках.
Причина пятая:
Простота участия в процедурах государственных закупок, поскольку все действия, от подачи заявки с документами, подписания договора о государственных закупках, до завершения исполнения взятых на себя обязательств, т.е. подписания акта приема передачи товара, выполненных работ и оказанных услуг производится на одном веб — портале в электронном виде, количество необходимых документов в настоящее время существенно минимизировано, подавляющее большинство сведений о поставщике получаются из существующих информационных систем, что существенно сокращает время на получение необходимых документов и подачу их поставщиками при участии в закупках запросом ценовых предложений, конкурсах или аукционах.
Причина шестая:
Государство предпринимает все меры для постоянного совершенствования законодательства в сфере государственных закупок с целью исключения коррупционных правонарушений в данной сфере. Принятие мер к максимальному увеличению прозрачности процедур государственных закупок, возможность обсуждения проектов конкурсной/аукционной документации, возможность исправить определенные ошибки в своих документах при прохождении процедуры предварительного допуска, возможность обжалования поставщиками итогов государственных закупок при нарушении заказчиками/организаторами процедур государственных закупок, все это существенно повышает эффективность участия поставщиков в процедурах государственных закупок.
© Исламов Пархат Эрнестович, 2019 г.
Все права защищены. Издание осуществлено в авторской редакции. Перепечатка, тиражирование без согласия автора запрещено. При копировании ссылка на сайт обязательна.