Согласительная комиссия

Согласительная комиссияТрудовой спор — это разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями), в том числе ранее состоявшими в трудовых отношениях, по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя.

При этом многие работники и работодатели сталкиваются с проблемой трудовых споров, которые подразделяются на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

В этой статье мы рассмотрим способы разрешения индивидуальных трудовых споров.

С введением в действие с 01 января 2016 года нового Трудового Кодекса РК порядок разрешения индивидуальных трудовых споров существенно изменился, обязательным предварительным досудебным этапом стало рассмотрение разногласий между работником и работодателем согласительной комиссией.

На сегодняшний день индивидуальные трудовые споры рассматриваются в следующем порядке: вначале трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии — судами.

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников, на сегодняшний день на практике наиболее распространенным стало соотношение представителей: 3/3 или 4/4.

Согласно п.п.26 п. 2 ст. 23 Трудового Кодекса РК работодатель обязан создавать согласительную комиссию в порядке, установленном Трудовым Кодексом РК.

Таким образом, по новому трудовому законодательству рассмотрение индивидуального трудового спора в согласительной комиссии является обязательным. И лишь по неурегулированным вопросам либо при неисполнении решения согласительной комиссии трудовой спор рассматривается в судебном порядке.

На основании изменений в трудовое законодательство от 04 мая 2020 года, расширен перечень субъектов, которые должны иметь согласительную комиссию.

Создание согласительной комиссии на сегодня, является обязательным для всех работодателей за исключением:

1. Субъекта микропредпринимательства: согласно ч. 2 п. 3 ст. 24 Предпринимательского кодекса РК – «Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года».

2. Некоммерческой организации с численностью работников не более пятнадцати человек.

3. По трудовым спорам с домашними работниками.

4. По трудовым спорам единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя исполнительного органа юридического лица, а также других членов коллегиального исполнительного органа юридического лица.

Согласительная комиссия рассматривает все виды индивидуальных трудовых споров.

Сама процедура создания согласительной комиссии в законодательстве прямо не предусмотрена.

В действующем трудовом законодательстве только предусматривается, что работодатель и представители работников в письменном соглашении либо в коллективном договоре в отношении согласительной комиссии должны определить:
· количественный состав;
· срок полномочий;
· порядок работы;
· порядок принятия решений;
· вопросы о привлечении посредника в согласительную комиссию.

Соответственно более подробно в каждой организации порядок осуществления деятельности согласительной комиссии должен определяться соответствующим Положением о согласительной комиссии или Соглашением о согласительной комиссии, подписанным работодателем и представителями работников.

При этом для того, что бы инициировать рассмотрение трудового спора, сторона по трудовому договору должна подать заявление, которое подлежит обязательной регистрации согласительной комиссией в день подачи. Спор должен быть рассмотрен в течение пятнадцати рабочих дней в присутствии самого заявителя либо его уполномоченного представителя в пределах делегированных ему полномочий.

После рассмотрения спора, согласительная комиссия должна в трехдневный срок со дня принятия решения выдать копию решения обеим сторонам. Решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, за исключением спора о восстановлении на работе. Решение согласительной комиссии о восстановлении работника на прежней должности подлежит немедленному исполнению.

Что касается сроков обращения по трудовым спорам в согласительную комиссию или в суд, то действующее трудовое законодательство установило следующие сроки обращения:

1. Если трудовой спор касается восстановления на прежнем месте работы, то в этом случае работник вправе обратиться в согласительную комиссию в течение одного месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта работодателя о прекращении трудового договора, а для обращения в суд — два месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной трудового договора;

2. По другим трудовым спорам — один год с того дня, когда работник или работодатель узнал, или должен был узнать о нарушении своего права.
При этом течение срока обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров приостанавливается в период действия договора о медиации по рассматриваемому трудовому спору, а также в случае отсутствия согласительной комиссии до ее создания.

Хотелось бы также отметить, что действующее трудовое законодательство предусматривает возможность привлечения по инициативе согласительной комиссии посредника для оказания помощи в разрешении трудового спора. Сам процесс и условия привлечения посредника прямо в законодательстве не отражены, соответственно данный вопрос должен быть регламентирован в положении или соглашении о согласительной комиссии, который разрабатывается в каждой организации индивидуально.

Несколько слов по поводу понятия посредничества при разрешении трудовых споров и ее роли в содействии разрешения трудовых конфликтов.

Посредничество — это содействие процессу достижения договоренности между двумя сторонами, которое осуществляется третьей стороной. Посредничество как примирительная процедура при разрешении трудовых споров — способ урегулирования спорной ситуации с участием третьей нейтральной стороны. При этом цели обращения к примирительной процедуре могут быть самыми разными, например: одна из них это осознанная необходимость найти взаимоприемлемое для всех сторон решение и сохранить дальнейшее сотрудничество сторон.

При разрешении трудовых споров в качестве посредников, как правило, приглашаются лица, имеющие достаточные знания и опыт в области трудового законодательства, а также обладающие знаниями в области технологии ведения переговоров.

Привлечение посредника призвано помочь сторонам помочь поддержать благоприятную для успеха переговоров атмосферу общения; помочь сторонам лучше понять собственные интересы, а также интересы другой стороны, что в конечном итоге повышает вероятность достижения договоренности между сторонами спора; помочь сторонам надлежащим образом оформить итоговые договоренности, достигнутые в процессе разрешения спора.

Посредник стимулирует конструктивное обсуждение спорных вопросов и способствует пониманию сторон, прежде всего через внедрение определенных процедурных правил, формирование повестки дня переговоров, воздействия на психологическую атмосферу, в которой проходят переговоры.

Посредничество является творческим процессом, в котором большую роль играют интуиция и опыт, которые должны помочь посреднику найти такую тактику действий, которая будет адекватным:
1) специфике конфликта;
2) стилям поведения в конфликте и на переговорах между сторонами конфликта;
3) целям посредничества.

Члены согласительной комиссии должны всегда стремиться к повышению своих знаний и навыков, к тому же в соответствии с действующим законодательством члены согласительной комиссии обязаны проходить ежегодное обучение по применению трудового законодательства Республики Казахстан, развитию навыков ведения переговоров и достижения консенсуса в трудовых спорах.

В заключение хотелось бы отметить, что ответственный подход при решении вопросов, связанных с созданием и деятельностью согласительной комиссии, а также своевременное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства и навыкам ведения переговоров может позволить эффективно решать возникающие трудовые споры на предприятии без обращения в судебные инстанции.

© Исламов Пархат Эрнестович, 2020 г.
Все права защищены. Издание осуществлено в авторской редакции. Перепечатка, тиражирование без согласия автора запрещено. При копировании ссылка на сайт обязательна.

 

Если у вас есть какие либо вопросы по трудовым спорам и согласительной комиссии, либо ваша организация нуждается в грамотном, профессиональном обучении членов согласительной комиссии, то вы можете позвонить мне или написать на e-mail:

 

Согласительная комиссия

 

8 701 757 45 51

 

 

Согласительная комиссия

 

mdmltd@mail.ru

 

 

 

Если вам понравилась моя статья, то прошу поделиться данной статьей в одной из ваших социальных сетей

 

 

0 0 vote
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments